триметилксантин
Нет, это не дежавю, у Стоппарда в "Береге Утопии" Тургенев действительно говорит своими собственными словами.

Тургенев "Литературные и житейские воспоминания" - "Литературный вечер у П.А.Плетнева"
Войдя в переднюю квартиры Петра Александровича, я столкнулся с человеком среднего роста, который, уже надев шинель и шляпу и прощаясь с хозяином, звучным голосом воскликнул: «да! да! хороши наши министры! нечего сказать!» — засмеялся и вышел. Я успел только разглядеть его белые зубы и живые, быстрые глаза. Каково же было мое горе, когда я узнал потом, что этот человек был Пушкин, с которым мне до сих пор не удавалось встретиться; и как я досадовал на свою мешкотность! Пушкин был в ту эпоху для меня, как и для многих моих сверстников, чем-то в роде полубога....
Пушкина мне удалось видеть всего еще один раз — за несколько дней до его смерти, на утреннем концерте в зале Энгельгард. Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом. Помню его смуглое, небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых, крупных эубов, висячие бакенбарды, темные, желчные глаза под высоким лбом почти без бровей — и кудрявые волосы. . . Он и на меня бросил беглый взор; бесцеремонное внимание, с которым я уставился на него, произвело, должно-быть, на него впечатление неприятное: он словно с досадой повел плечом — вообще, он казался не в духе,— и отошел в сторону.
Несколько дней спустя, я видел его лежащим в гробу...


Стоппард "Берег Утопии"
Тургенев. Да, два раза, даже три, считая в гробу… Первый раз я и не знал, что это Пушкин. Это было на вечере у Плетнева. Он как раз собирался уходить, когда я вошел. Он был уже в плаще и цилиндре. Второй раз я его видел на концерте у Эн-гельгардта. Он стоял, прислонившись к косяку, и с презрением смотрел по сторонам. Я уставился на него, и он поймал мой взгляд и отошел с выражением досады на лице. Я думал, что это из-за меня, но я льстил себе. У него тогда были более серьезные поводы для досады - это было всего за несколько дней до дуэли. Я был мальчишкой - пять лет назад мне было восемнадцать, - Пушкин для меня был полубогом.

Или вот.
Стоппард:
Улица. Нищий в рваной рубахе с костылем. Тургенев пишет за столиком в кафе. Сначала ничего не было заметно…

Начиная с этого и до "Между тем все громче и ближе слышались барабаны…" цитируется "Наши послали" (лишь некоторые предложения пропущены).

На этому могу успокоиться, память меня не подвела. Я все-таки думаю, что дословные цитаты должны хоть сноской какой-то сопровождаться, не? С ума ж сойти можно, пока вспомнишь.

@темы: Книги